II Международный турнир естественных наук — публикация в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
- Главная страница
- Пресс-центр
- II Международный турнир естественных наук — публикация в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
Что будет, если в одной аудитории смешать химиков, физиков и биологов? Да еще добавить в эту ядерную смесь потенциальных работодателей и научных руководителей? Экспериментальным способом ответ нашли на химфаке СПбГУ, где несколько дней шел II Международный турнир естественных наук.
Ста студентам из России, Казахстана, Украины и Белоруссии — 20 командам — предстояло решить 15 задач, большую часть которых сформулировали российские компании. Теоретические знания, полученные в ВУЗах, участники применили на практике, а ответы пришлось искать на стыке трех наук: физики, химии и биологии, что заставляло глубже вникать в смежные дисциплины.
— Мы хотим научить ребят работать в междисциплинарных командах, — объясняет Сергей Сафонов, организатор турнира. — Это очень востребовано в компаниях, потому что обычно химик не понимает биолога, биолог не понимает программиста, а менеджер... менеджер не понимает никого. Если они здесь научатся понимать друг друга, им дальше будет проще как в науке, так и в производстве.
Сергей — аспирант химфака СПбГУ. Его организаторский опыт весьма богат: семь успешно проведенных турниров, и школьных и студенческих.
— Про химические турниры я знал еще в школе, — говорит Сергей. — По примеру украинского турнира юных химиков, который существует уже 20 лет, в начале 2000-х в Петербурге прошло два подобных мероприятия для школьников, но потом преподавателям стало некогда их организовывать, и уже на втором курсе за школьные турниры взялся я сам.
С тех пор они проходят каждый год. А химический студенческий турнир перерос в междисциплинарный.
...Команды соревнуются между собой по тройкам. У каждой своя роль: «докладчик», «оппонент» и «рецензент», и каждую роль отыгрывает один представитель команды. Пока «докладчик» предлагает свое решение задачи, «оппонент» слушает его и запоминает слабые места, а дальше в полемике пытается убедить аудиторию в несостоятельности предложенного решения. Ведущий с часами для шахматных партий только и успевает нажимать на рычажки, засекая время реплики каждого (у дискутирующих — по пять минут). Наконец, пыл участников диспута смиряет беспристрастный «рецензент». Его цель — оценить как само решение, так и верность доводов обеих сторон.
Проблемы, которые пытаются решить студенты, не праздные, касаются огромного количества людей. Например: как водителю прямо на заправке определить, качественный ли бензин? Или что может заменить соль диабетикам?
Однако правильно ответить на такие вопросы не главная цель турнира.
— Трудно ожидать, что студенты предложат именно то решение, которое тут же можно применить, — замечает член жюри заведующий лабораторией Центра экологической безопасности РАН Владимир Никифоров. — Турнир скорее для расширения сознания. Молодые люди предлагают оригинальные идеи, которые если не подойдут для решения одной задачи, то когда-нибудь пригодятся в решении других.
Однако бывает, на турнире появляется именно «та самая» идея.
— Капитан команды Казахстанско-Британского технического университета занимается проблемой противообледенительных покрытий для самолетов, — рассказывает Сергей Сафонов. — Есть экспериментальные наработки, статьи; патент в стадии оформления. Решение может быть применено к задаче, которая получена от российской авиационной компании, и я думаю, нам удастся свести заказчика и исполнителя.
Турнир в принципе помогает участникам завязать контакты с работодателями: в жюри — профессора вузов, представители научных институтов, промышленных компаний. У них не только таблички с оценками, но и карточки-приглашения на собеседование. Итог которых, правда, не всегда очевиден: студенты нередко желают продолжить обучение в аспирантуре не в российском учебном заведении.
— Я хочу поступать в аспирантуру, и возможно, это будет зарубежный ВУЗ, — делится планами студент МГУ Андрей Кононов. — Если у нас в лучшем случае аспирант может получать 10 тысяч рублей, то за рубежом — 2000 евро, бесплатную учебу и бесплатное жилье. И химическая промышленность в Германии или Швейцарии очень развита, там действительно много возможностей реализовать себя. С оснащением все в порядке, не надо ждать, когда тебе привезут приборы и реагенты, или выбивать грант на разработки.
Тему продолжает Владимир Никифоров:
— Сейчас у нас в лаборатории есть прибор, который стоит примерно миллион долларов. Он куплен в международной фирме. Основной его элемент был разработан еще в Советском Союзе, а потом разработку воплотил в жизнь наш бывший соотечественник. То есть в Германии создают хорошие приборы, основанные на идеях наших людей. Специалисты толковые у нас есть, но реализовать себя здесь им трудно.
Тем не менее, шанс построить успешную карьеру в российских фирмах неплохой. Руководитель представительства ООО «Миллаб» в Петербурге это подтверждает:
— Мы охотно берем молодых, потому что, на взгляд нашей компании, подход к оснащению лабораторий в России должен измениться, а именно молодежь лучше воспринимает новые идеи.
На турнире он подыскал для своей фирмы кадры: пригласил на собеседование студентку Химико-фармацевтической академии.
...Турнир проходил вполне неформально, — красиво изложенные идеи иногда дополнялись взрывами хохота. И если для понимания научных решений, как ни странно, вполне хватало и школьного образования, то некоторые шутки ученых требовали от зрителей, вероятно, уже большей научной подкованности.
...Победителями стали гости из Киевского национального университета. Как и в прошлом году. Команда СПбГУ, представленная первокурсниками, заняла 7-е место.
Автор: Виктория Мокрецова. Фото автора.
Статья была опубликована в газете «Санкт-Петербургские ведомости», выпуск
и приглашать на предстоящие выставки и семинары